Ufameteo.ru сейчас в Уфе +12°C

 

Прохоров продал государству проект ё-мобиля, цена сделки — 1 евро

<p>Проект гибридного ё-мобиля, анонсированный Михаилом Прохоровым в 2010 году и собравший более 200 тысяч предзаказов, фактически закрыт, пишет "Коммерсантъ". ОНЭКСИМ за 1 евро передал все технологии государственному институту НАМИ и намерен продать цеха в Санкт-Петербурге.</p>

Проект гибридного ё-мобиля, анонсированный Михаилом Прохоровым в 2010 году и собравший более 200 тысяч предзаказов, фактически закрыт, пишет "Коммерсантъ". ОНЭКСИМ за 1 евро передал все технологии государственному институту НАМИ и намерен продать цеха в Санкт-Петербурге.

Компания "Ё-Инжиниринг", которая занимается проектированием ё-мобилем, передала ФГУП НАМИ всю конструкторскую документацию и исключительные права на ноу-хау по разработке кузова и шасси автомобиля, рассказали в ОНЭКСИМе. Договор о передаче прав за символический 1 евро подписан 3 апреля, сообщает издание.

Директор по инвестициям ОНЭКСИМа Валерий Сенько пояснил, что "конъюнктура авторынка РФ и общая ситуация в экономике существенно изменились, ослабление рубля резко увеличило стоимость производства", так как большую часть оборудования планировалось закупать за рубежом. С 2010 года "параметры проекта изменились, его бюджет мог составить 450 млн евро", а на исследования уже потрачены "несколько сотен миллионов евро", добавил он. На фоне падающего спроса эффективность проекта стала неочевидной, поэтому было принято решение передать наработки государству.

"Нам поступали предложения от иностранных компаний о продаже технологий, но было принято принципиальное решение оставить их в России", — утверждает Сенько. Заместитель главы Минпромторга Алексей Рахманов сообщил "Коммерсанту", что министерство и НАМИ "с благодарностью восприняли передачу технологий".

"ё-АВТО" сохранит за собой только бренд "Ё".

Источники, знакомые с ситуацией, согласны, что "передача технологий государству — наиболее красивый и приемлемый вариант". Они отмечают, что по ходу работы "возникало много текущих непредвиденных проблем", в итоге цена ё-мобиля могла вырасти до 1 млн рублей, что "в целом, меняло концепцию доступного отечественного автомобиля". "В итоге было решено заморозить закупку основных линий, а потом и выйти из проекта", — говорит один из собеседников "Коммерсанта".

Источники "Коммерсанта" отмечают, что в такой ситуации НАМИ "стал наиболее понятным государственным партнером". В 2013 году "Ё-Инжиниринг" делал для института анализ платформы проекта "Кортеж" (производство автомобилей для первых лиц), а также спроектировал и изготовил образцы электромоторов и электроники для проекта "Гибридная Lada Granta". НАМИ проводил техническо-технологическую экспертизу ё-мобиля, сделав вывод о возможности создания серийного автомобиля. Но от самостоятельных планов производства ё-мобиля ОНЭКСИМ отказывается.

Разработку крупной универсальной платформы для западного производителя источники "Коммерсанта" на рынке оценивают в 1-1,5 млрд долларов. Платформа электромобиля для американской Tesla, по неофициальной информации, стоила около 700 млн долларов. Один из источников в отрасли говорит, что в случае с ё-мобилем дело не доходило до переговоров по цене интеллектуальной собственности, но, по его оценке, торги могли бы начаться от 200-300 млн долларов. Китайские производители, считает он, заплатили бы и больше, а американские или европейские могли бы купить разработку отдельного крупного узла, например, трансмиссии, примерно за 200 млн долларов.

Проект по созданию нового российского автомобиля стартовал в апреле 2010 года. Проект реализует совместное предприятие "ё-АВТО", 51% которого принадлежит ОНЭКСИМу Михаила Прохорова и 49% — ЗАО "Яровит Моторс". В конце 2010 года были представлены прототипы трех российских гибридных автомобилей (минивэн, кросс-купе и городской фургон), созданных на единой платформе.

Автомобиль планировалось производить на строящемся заводе в промзоне Марьино под Санкт-Петербургом. Сообщалось, что проектная мощность завода в 2018 году составит 40 тысяч автомобилей в год. В 2015 году планировалось произвести около 10 тысяч гибридных кроссоверов ё-авто.

Официальный прием заказов на ё-мобили начался 16 мая 2011 года, а в июне 2011 года был заложен первый камень в основание завода в промзоне Марьино под Санкт-Петербургом. Инвестиции в две очереди должны были составить 260 млн евро.

Другие новости рубрики