Ufameteo.ru сейчас в Уфе -3°C

 

Что защитит школы и вузы от стрелков? – Эксперты объяснили причины трагедий в Перми и Казани

Фото: UfaTime.ru

Можно ли было предотвратить стрельбу в Пермском университете, почему в России все чаще случаются такие трагедии и насколько оправдан поступок преподавателя, продолжившего лекцию во время массового расстрела в стенах вуза? Ответы на эти вопросы редакция UfaTime.ru попробовала найти вместе с уфимскими преподавателями, социологами и психологами.

Напомним, утром 20 сентября студент Пермского государственного университета открыл стрельбу в здании вуза. В результате 6 человек погибли, еще 19 получили ранения различной степени тяжести.

Психолог Ольга Вильданова объясняет появление таких стрелков несколькими причинами.

«Первая причина – это проблемы воспитания в семье. Если у ребенка нет эмоциональной близости с родителями, нет доверия к ним, а взрослые не замечают изменений в поведении ребенка и не интересуются его проблемами, то в будущем все это может привести к подобным трагедиям. Вторая причина – буллинг в образовательных учреждениях, когда группа сверстников систематически и целенаправленно занимается травлей подростка, юноши. По данным исследований, около 20% школьников и студентов подвергаются буллингу. Кроме того, будущий стрелок может быть жертвой сексуального насилия. Третья причина – это психопатические наклонности у молодых людей. Такие учащиеся испытывают наслаждение, причиняя боль другим. Под влиянием всех этих факторов, накопленной обиды, а также информации в социальных сетях и СМИ у молодых людей возникает чувство мести. Такой человек начинает чувствовать себя исключительным, у него появляются чувство собственного превосходства и желание подражать стрелкам», – говорит Вильданова и ссылается на мнение других специалистов, которые считают, что точного психологического портрета стрелка не существует, каждый из них индивидуален. Кроме того, в основном такие люди психологически вменяемы и заранее планируют свои действия.

Психолог Алиса Курамшина полагает, что, в отличие от казанского стрелка, который, как сообщалось, «возомнил себя богом», но при этом был жертвой буллинга, пермский стрелок ближе к психопатическому типу личности, который характеризуется отсутствием эмпатии и бессердечностью к окружающим.

«В исследованиях подобных стрелков обычно подразделяют как раз на три вида: психотики, травматики и психопаты. Если травматик мстит за физическое/эмоциональное/сексуальное насилие (причем не всегда самим виновникам), то психопат идет на это из ощущения своей исключительности. Гибель людей в таком случае для него выступает как мерило собственной исключительности, вседозволенности. Тем не менее я разделяю мнение, что подобные преступления чаще совершают те, кто отдает себе отчет в происходящем и готовится к этому заранее. К сожалению, полностью исключить подобные события на практике невозможно, даже если усилить охрану школ и сделать дотошным досмотр. В таком случае наши учебные заведения окажутся в перманентном «военном» положении. Скорблю по убиенным, желаю скорейшего выздоровления раненым, в том числе рекомендую проработать и психологические травмы всем участникам и свидетелям», – говорит Курамшина и подчеркивает, что последнее слово в постановке диагноза пермскому стрелку будет за психиатрами.

По мнению доктора философских наук Дмитрия Михайличенко, причины подобных трагедий в сегодняшней аномичности общества (отклонений в ценностной и нормативной системе социума).

«Можно все списывать на неадекватность и «шизиков», но это если не понимать законы общества. Всегда есть место случаям, в том числе и трагичным, но общая аномичность российского социума, высокое социальное и экономическое расслоение детерминируют, к сожалению, рост неконтролируемой агрессии», – уверен эксперт.

Отдельно стоит упомянуть о поступке профессора кафедры русского языка и стилистики Олега Сыромятникова, который во время массового расстрела в стенах пермского вуза продолжил вести занятие. Сам он оправдал свои действия тем, что в чрезвычайной ситуации сохранил спокойствие и запер металлическую дверь кабинета изнутри.

«Было бы лучше, если бы в аудитории началась паника? Чтобы студенты начали выпрыгивать из окон и получили переломы шеи?» – передает слова профессора портал 59.RU.

Доцент кафедры международных отношений, истории и востоковедения Уфимского государственного нефтяного технического университета Михаил Бреслер называет поступок коллеги героическим и в тоже время мудрым.

«Запереть и забаррикадировать дверь и продолжать лекцию было логичней, чем допустить панику среди студентов. Кстати, те, кто обвиняет его в трусости, должны знать, что чаще всего кафедра находится на прямой линии с входной дверью в аудиторию и что он рисковал своей жизнью, снижая риск для студентов. Чтобы сделал я? Не знаю. Не хочу рассуждать о героизме сидя на диванчике», – подчеркнул Михаил Бреслер.

Другие новости рубрики