Ufameteo.ru сейчас в Уфе +1°C

 

Максим Бобылев: «Увеличение размера государственной пошлины для обращения в суды позволило бы решить целый ряд вопросов»

<p>В Уфе состоялся Круглый стол на тему медиации. В нем приняли участие эксперты, имеющие отношение к сферам бизнеса, судебного производства и властным кругам.</p>

В Уфе состоялся Круглый стол на тему медиации. В нем приняли участие эксперты, имеющие отношение к сферам бизнеса, судебного производства и властным кругам.

«Суды республики находятся на четвертом месте по загруженности в России, поэтому актуальность развития института медиации в нашем регионе очевидна», – рассказала директор Гильдии медиаторов республики Полина Вишневская.

Как работает медиация на практике, объяснила представитель ТПП РБ Вера Алябьева: «Предположим, у нас есть апельсин. Конфликт состоит в том, как его поделить. Стандартный вариант – разрезать его пополам, а суд может отдать весь апельсин одному из спорящих. Медиатор же помогает двум сторонам договориться между собой, соблюдая их интересы. Например, кому-то из них двоих нужна кожура, а кому-то – мякоть для сока».

Как отмечают специалисты, сфера применения процедуры медиации достаточно широка – это коммерческие, гражданские, трудовые, семейные и многие другие споры. Однако в России она пока непопулярна. В других странах в контракты внесены пункты, где указано, что в случае споров стороны должны будут обратиться к процедуре медиации. В США до 90% дел не доходят до суда, в Европе – 80%, в России – всего 3%, а в Башкирии эта практика и вовсе пока не получила применения.

Сожаление по поводу темпов внедрения процедуры медиации в России выразила зампредседателя Верховного Суда РБ Вера Иващенко: «С момента вступления закона об альтернативной процедуре споров прошло уже 2 года, однако уровень обращения к посредникам по-прежнему на достаточно низком уровне. В Башкирии к процедуре медиации прибегали лишь в нескольких случаях, до медиативного соглашения не удалось дойти ни разу. При этом и суды общей юрисдикции, и арбитражные суды попросту задыхаются от количества дел. Мы стараемся информировать стороны о возможности процедуры медиации, однако этого сейчас недостаточно. Для того, чтобы этот институт заработал, нужны два фактора. Первый – желание и способность прибегать к разрешению споров, второй – понимание того, что судебное разбирательство дорого и невыгодно. Какие есть опасения? В первую очередь, недобросовестность со стороны участников процесса. Если заявлено, что стороны приступили к медиации, то дело откладывается на два месяца – таков закон. Все понимают, что некоторым сторонам конфликта порой необходимо просто затянуть процесс».

Перспективы применения мирного решения гражданско-правовых споров оценил и заместитель председателя Арбитражного Суда РБ Максим Бобылев: «В мировом опыте медиация развивается либо там, где она обязательна, либо там, где судебные заседания слишком уж долгие и дорогие. У нас дела рассматриваются сравнительно быстро, а судебные расходы достаточно дешевые. Наше предложение – увеличить размер государственной пошлины для обращения в суды, это позволило бы решить целый ряд вопросов. Мы бы разгрузили суды и стимулировали процесс мирного решения конфликтов».

Председатель коллегии посредников при ТПП РБ Вера Алябьева отметила роль имиджевых потерь при урегулировании коммерческих конфликтов в суде. Большинству бизнесменов невыгодно афишировать ход тех или иных споров, однако если дело уходит в суд – этого уже не избежать. Процедура же медиации предусматривает полную конфиденциальность проводимых переговоров и соглашений.

Другие новости рубрики